Каждое путешествие в Страну Басков приносит массу открытий и невероятных впечатлений. Самых искушенных туристов не оставляют равнодушными местная своеобразная архитектура, великолепная природа, гастрономические и винные изыски. А еще – прикосновение к самобытной мифологии басков.
Древние языческие предания не удалось выжечь кострами инквизиции. Глубоко религиозные христиане баски до сих пор поминают мифических персонажей, когда бушует стихия или происходят необъяснимые события.
Повелительница стихий
Главное божество баскского языческого Пантеона – богиня Мари, или Дама. В ее ведении все атмосферные явления. Когда Мари гневается или просто озорничает, в Стране Басков случаются штормы, засухи ураганы и прочие природные катаклизмы.
Согласно старинным преданиям, Дама может явиться простым смертным в виде облака, радуги или порыва ветра. Мари является и во плоти – в образе прекрасной белокурой девушки и различных животных. Где живет коварная богиня? На это у басков есть вполне конкретный ответ. По их мнению, Мари имеет конкретный адрес «постоянного проживания» – пещера в горе Амбото. Отсюда – уточнение к имени. Дама Амбото. Уточнение для туристов, желающих наведаться в гости к Мари: гора Амбото входит в состав горного массива Дурангесадо, протянувшегося по территории национального Природного парка Уркиола.
Обольстительницы с утиными лапками
В наследство от римлян баски получили инженерно-фортификационные сооружения, жилые и ритуальные постройки, а также имя для мифических существ – Ламий. Женщины, у которых вместо ног козьи копытца, утиные или куриные лапы, рыбий хвост – так описывают ламий легенды. Деяния их неоднозначны – могут быть добрыми помощниками и защитниками людей, но могут и злодействовать напропалую.
Ламии обитают в пещерах и лесах вблизи водоемов. Это может быть река, озеро, океан и даже лужа. Их завораживающий шепот и тихое пение слышится в шелесте прибрежной травы. Ламия может приворожить мужчину, влюбить в себя и навсегда лишить покоя. Много прекрасных юношей потеряли голову при виде белокурых красавиц, расчесывающих волосы золотым гребнем на берегу водоема. Кто знает, сказка это или быль – существует предание, что Диего Лопес де Аро, основатель Бильбао, был, не только очарован ламией, но даже взял ее в жены.
Добрый леший и кровожадный циклоп
Властелин лесов в Стране Басков – местный леший Басахаун. Этот мифологический сеньор выглядит, как обычный мужчина, только повыше ростом и помощнее телосложением. Одеянием ему служат длиннющая борода и волосы. Одна нога – с человеческой ступней, другая – с копытом. Басахаун – защитник и покровитель всех лесных жителей. Оберегает он и домашних животных – стада коров, отары овец – от волков и непогоды. Накануне грозы пастухи слышат завывания лешего – так Басахаун предупреждает о приближающемся ненастье.
Ничего хорошего не сулит встреча с одноглазым великаном Тартало. Этого мифического пастуха не назовешь добряком. Циклоп Тартало похищает молодых людей из сельских поселений и обедает ними. Легенды, описывающие злодеяния великана, используют для увещевания расшалившейся молодежи. В древности имя циклопа-людоеда наводило панический страх на неслухов.
Избиение полена и очищение огнем
Баски передают из поколения в поколение древние истории и ритуалы. Среди многовековых традиций – ноябрьский обряд поминовения умерших с зажиганием ритуальной свечи argizaiolak. Еще одно действо с языческими корнями – избиение рождественского бревна. Полено укутывают в одеяло, заносят в дом и ударяют трижды веточкой, проговаривая самые заветные желания. По окончании ритуала бревно водружают на праздничный стол вместе с угощениями и свечами.
Летние языческие обряды приурочены к дате солнцестояния, они символизируют душевное и телесное очищение, восхваляют солнце. Ночью зажигают огни во всех домах, прыгают через очистительные костры, разбрасывают по полям горящие ветки, чтобы защитить свои угодья от злых сил. Несгоревшие в ритуальных кострах поленья впоследствии служат оберегами от пожара.