Главным ландшафтным дизайнером Парка Гуэль в Барселоне был сам Антонио Гауди. «Стекающие» дома, округлые формы строений, колонны, имитирующие стволы деревьев, разноцветная мозаика в отделке поверхностей, извивающиеся скамейки, диковинные персонажи, «выращенные» из камня – во всем ощущаются эксцентричные идеи гениального каталонского архитектора.
Проект, который лопнул
Парк был заложен в 1901 году и строился около 15 лет. Владелец земельного участка – промышленник и меценат Эусеби Гуэлем – увлек Гауди своей задумкой создать экопоселение по модной английской концепции.
На территории города-сада предполагал возвести 60 вилл, с тем, чтобы продать их состоятельным жителям Барселоны. Затея оказалась провальной – местные богачи отказались вкладывать капиталы в сомнительную недвижимость. А хозяевами двух особняков, построенных в качестве образца, стали сам Гуэль и архитектор проекта Гауди.
Что ни делается – все к лучшему. Город получил великолепную благоустроенную территорию с уникальными автографами великого зодчего. Парк стал одним из символов Барселоны. Кстати, в том самом доме Гауди теперь находится его музей.
Великолепные последствия несостоявшегося проекта
У центрального входа в парк стоят два «пряничных домика» с куполами, напоминающими шляпки грибов, с башенками и пестрой керамической отделкой фасадов. Гауди задумал их под впечатлением от сказки «Гензель и Гретель».
За теремками подымается вверх парадная лестница и ее главное украшение – мозаичная Саламандра. Образ этого полумифического персонажа Гауди часто использовал в своих творениях.
По правую сторону от лестницы находится помещение, напоминающее пещеру, вырубленную в скале. Это так называемая «Слоновья пещера». Присмотревшись внимательно, можно заметить, что колонны при входе действительно похожи на слоновьи ноги. А если включить воображение, можно мысленно дорисовать хобот.
«Слоновья пещера» имеет свой секрет – звуки отражаются ее стен так, что можно переговариваться стоя в разных концах помещения спиной друг к другу и при этом не повышать голос.
Лестница ведет в зал Ста Колонн – помещение фантастической красоты с головокружительными волнистыми сводами. Обилие изгибов создает иллюзию постоянного движения конструкций – кажется, что все вокруг плывет и меняет формы.
Колонн на самом деле восемьдесят шесть. Выполненные в дорическом стиле опоры поддерживают волнообразный потолок, украшенный мозаикой. Элементы помещения, малосочетаемые на первый взгляд, все вместе создают изысканную гармоничную экспозицию. Можно бесконечно любоваться этим совершенством.
Проследовав выше по лестнице, гости попадают на верхнюю террасу, с которой открываются изумительные пейзажи. Здесь же находится знаменитая змееобразная скамейка – популярный у туристов объект. Поверхность витиеватой конструкции длиной аж в 110 метров украшена разноцветной мозаикой.
Сотрудники парка уверяют, что для облицовки скамейки тщательно отбирались осколки бутылок и треснувшей керамической плитки. А на комфортность будущую лавку испытывал личный помощник и ученик Гауди. Он садился в обнаженном виде на участок с сырой глиной и оставался в таком положении, пока глина не застывала. Таким образом архитектор получил точные анатомические пропорции для создания эргономичной конструкции.
Парк Гуэля утопает в зелени. Еще в самом начале строительства здесь были высажены растения средиземноморской полосы: сосны, эвкалипты, кипарисы, пальмы, миндальные и фиговые деревья, магнолия, мимоза, розмарин, лаванда, тимьян, шалфей.
Есть в парке даже своя «Голгофа». На самой вершине каменной горки установлены три креста, отличающиеся по форме. По задумке Гауди два из них изображали кресты, на которых были распяты Иисус и раскаявшийся разбойник. Третий крест имеет форму стрелы, устремленной в небо.
Гениальный архитектор зашифровал в этом ансамбле свое послание потомкам. Если встать лицом на восток, подразумевая Иерусалим – колыбель всех мировых религий, все три креста сливаются в один.